Архитектура

Свято-Троицкий Кирилловский храм

Главным сооружением обители является каменный Троице-Кирилловский храм 1140-1146 гг. с архитектурными элементами XVII-XIX вв.: в нач. XVII в. выложены новые своды, к кон. XVII в. возведены 4 угловые купола, к кон. XVIII в. купола обрели грушевидную форму, на западном фасаде был надстроен барочный фронтон, в кон. XIX в. установлен мраморный иконостас. В интерьере сохранился наибольший для храмов XII в. ансамбль древних фресок (площадью 800 м кв.), всемирно известные работы Михаила Врубеля (иконы иконостаса и ряд композиций на местах утраченных фресок).

Впервые фрески были обнаружены 29 мая 1860 г. при расчистке штукатурки после пожара 1852 г. Настоятель храма священник Петр Орловский добился остановки работ, вопреки позиции архитектора Александра Беретти (Младшего), и обратил внимание церковного и светского начальства на открытие древних фресок. Поиск различными ведомствами средств на их исследование затянулся на 20 лет. Высвобождение фресок из-под поздней штукатурки и покрытие их росписями в духе подражания иконописи XII в. были осуществлены под руководством историка искусств и археолога Адриана Прахова. Когда после расчистки фресок в 1881-1882 гг. стал ясен масштаб утрат древнего письма, было признано необходимым «облагородить» росписи, но без отклонений от древней стилистики.

Покрытие фресок новыми росписями началось в 1883 г. К этой работе были привлечены 30 учеников Киевской художественной школы Николая Мурашко и 10 живописцев Санкт-Петербургской академии художеств. Поначалу организация работы складывалась проблематично: из-за вынужденных отлучек Прахова и Мурашко, новая живописная интерпретация покрываемых фресок оказывалась по временам ошибочной и требовала переделок. В 1884 г. Прахов предложил написать иконы для будущего мраморного иконостаса молодому и малоизвестному петербургскому художнику Михаилу Врубелю. После прибытия Врубеля в Киев ученый также поручил ему, в качестве пробы, выполнить изображение св. Архангела Гавриила вместо утраченной фрески (уцелела только графья) из диптиха «Благовещение» на алтарных столпах. Работа Врубеля показала не только его талант, но также способность «расслышать» древних иконописцев и выдержать заданный ими «ритм». Более того, признав за Михаилом Александровичем высокую степень мастерства, работавшие в храме живописцы обращались к нему за помощью; так была решена проблема непосредственного руководства работой на месте. В 1884 г. Врубель выполнил целый ряд композиций на стенах храма, а зимой 1884-1885 гг. написал в Венеции иконы для иконостаса: «Христос», «Пресвятая Богородица», «свт. Кирилл Александрийский», «свт. Афанасий Александрийский» (иконостас установлен в 1887 г.). Все мероприятия по обновлению интерьера были завершены в 1889 г.

Работа в Кирилловском храме принесла Врубелю широкую известность. Из написанных им икон для иконостаса особенно знаменита «Пресвятая Богородица». Современники узнавали на иконе черты супруги Прахова Эмилии, однако документально прослеживается не столь «простая» история создания образа: известно о 5-ти различных подготовительных рисунках художника; образу Пречистой чужда присущая Праховой вспыльчивость – напротив, в нем есть смиренное безмолвие перед пророчеством св. Симеона Богоприимца: И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк 2:35); установлено также, что Врубель не наделял изображаемых им святых чертами близких его сердцу людей ради увековечения последних, скорее, он подчеркивал ситуативное настроение святых через знакомые в современниках характерные выражения лиц.

Другие работы Врубеля в храме (кроме иконостаса и лика св. Архангела Гавриила): «Оплакивание Христа» в аркосолии южной стены притвора (выполнено в качестве эскиза на старой штукатурке, но одобрено Праховым и оставлено без изменений, вследствие чего в 1946-1969 гг. роспись пришлось спасать по особому методу: сняв со стены, ее перевезли в московские реставрационные мастерские и закрепили на полотне, а затем вернули в аркосолий); правая и центральная часть композиции «Вход Господень в Иерусалим» в наосе ниже хор; «Ангелы с лабарами» в приделе на хорах; глава св. прор. Моисея на столпе под сводом хор; «Сошествие Святого Духа» на своде хор. По признанию самого Врубеля, «Сошествие Святого Духа» в том виде, как оно изображено на своде, художник увидел однажды во время сна в перерыве работы на хорах. В то же время именно Прахов указал Михаилу Александровичу конкретный прообраз – византийский чеканный складень XII в. из Тигран-Анчисхатской церкви в Грузии, посоветовав вместо грузинского князя изобразить старца с именем «Космос» (что Врубель и исполнил). В ликах, изображенных на своде апостолов, имеется портретное сходство с людьми, причастными к судьбам Кирилловской Свято-Троицкой церкви в кон. XIX в.: св. ап. Матфей (3-й слева от Пресвятой Богородицы) имеет черты священника Петра Орловского, св. ап. Иаков (4-й  слева) – Адриана Прахова, св. ап. Иоанн (2-й справа) – известного киевского протоиерея Петра Лебединцева, св. ап. Лука, (3-й  справа) – самого Врубеля.

Из других росписей храма видное место занимают: «Ангел, сворачивающий небо» (в притворе, XII в.); «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Введение во храм» работы Михаила Климакова (в наосе ниже хор, 1880-е гг.); «Вознесение» и «Оранта» работы Ивана Селезнева (соответственно в главном куполе и центральной апсиде, 1880-е гг.); портрет игумена Иннокентия Монастырского (на южной стене, кон. XVII в.). В 20-80-х гг. ХХ в. силами заповедника проведена расчистка древних фресок с сохранением лучших работ 1880-х гг.

Другие сооружения

Храм свт. Василия Великого был открыт в 1993 г. в здании бывшего клуба, возведенном в 1820-х гг. в качестве прачечной Кирилловской больницы; в нач. XXI в. здание реконструировано. Название храма напоминает о существовавшей в обители одноименной трапезной церкви XVIII в. На территории сохранились участок ограды с башенкой (1779-1782), больничные сооружения XIX-XX вв. В 1999 г. построена малая колокольня в память большой, возведенной в 1760-1778 гг. архитектором Иваном Григоровичем-Барским (1-я работа зодчего; впоследствии ему приписали ряд работ по Свято-Троицкой Кирилловской церкви, выполненных в кон. XVIII в. другим мастером): в нижнем сооружения находились Св. врата (оно входило в кольцо ограды), во 2-м – Благовещенская церковь, в 3-м – звонница. В 1939 г. колокольня была взорвана, невзирая на протесты директора Киево-Кирилловского заповедника Александра Александрова, который ради спасения памятника демонстративно переселился в него с семьей и оставался там до начала демонтажа, а затем был принудительно выселен.